Экспонаты
Портрет царя Михаила Федоровича на коне. Неизвестный художник. Вторая половина 1670-х – первая половина 1680-х (?) гг.
Портрет царя Михаила Федоровича на коне. Неизвестный художник. Вторая половина 1670-х – первая половина 1680-х (?) гг.
Автор, мастер/Изготовитель
Неизвестный художник
Название
Портрет царя Михаила Федоровича на коне
Место создания
Москва, Оружейная палата
Датировка
Вторая половина 1670-х – первая половина 1680-х (?) гг.
Размер
Материал, техника
Холст, масло
Инвентарный номер
Номер ГИМ
Номер ГК
Отдел/коллекция
Изобразительные материалы/Живопись 
Экспозиция
Экспозиция Главного здания. Зал 18 
Аннотация
Куплен «на торгу» в 1895 г. Парный к портрету царя Алексея Михайловича (Инв. № И I 3460). На лицевой стороне вдоль верхнего края - остатки современной портрету значительно утраченной надписи в две с половиной строки: «БЛАГО...», текст которой аналогичен хорошо сохранившейся надписи на парном портрете. При реставрации портретов в ГИМ в 1991 г. (реставратор Ф.И. Прендель), после удаления загрязненного и потемневшего старого лака выяснилось, что они исполнены маслом на грунтованном холсте и имеют в целом хорошую сохранность, утраты и записи авторской живописи невелики по площади и не коснулись важных элементов изображения. Более всего пострадала надпись и золотой фон на портрете Михаила Федоровича. По-видимому, лица царей на парных портретах были написаны разными мастерами. Е.С. Овчинникова отмечала «...исключительное сходство между изображениями Михаила Федоровича на конном портрете и в Титулярнике 1672 года. Это сходство позволяет предположить, что именно Титулярник и послужил образцом для конного портрета. Следовательно, портрет мог быть создан только позже или одновременно с Титулярником в 70-е годы XVII века». С.Б. Мордвинова предлагает более раннюю датировку парных портретов - между 1658 и 1666 гг., считая изображения царей с крестом в руках (вместо традиционных атрибутов власти) откликом на борьбу между Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном. По заключению Л.М. Костюхиной тексты на парных конных портретах написаны русским каллиграфическим полууставом с художественными элементами, характерным для книгописных центров к. 3-ей четв. XVII в. Аналогичный портрет Михаила Федоровича хранится в Государственном музее изобразительных искусств в Копенгагене. Подробнее см.: Эпоха парсуны: Русский исторический портрет. Издание к выставке ГИМ. Авт. ст.: О.Г. Гордеева, Л.Ф. Ефимова и др.; Каталож. опис: Е.И. Иткина, Л.А. Корнюкова и др. - М. : Художник и книга, 2004. - 280 с.