Вернуться
86 из 373658
Просмотрено 86 из 373658
Портрет царя Алексея Михайловича на коне. Неизвестный художник. Вторая половина 1670-х – первая половина 1680-х годов (?)
Портрет царя Алексея Михайловича на коне. Неизвестный художник. Вторая половина 1670-х – первая половина 1680-х годов (?)
Автор, мастер/Изготовитель
Неизвестный художник
Название
Портрет царя Алексея Михайловича на коне.
Место создания
г. Москва
Датировка
Вторая половина 1670-х – первая половина 1680-х годов (?)
Персоналии
Алексей Михайлович
Размер
Материал, техника
холст, масло по золоту
Инвентарный номер
Экспозиция
Экспозиция Главного здания. Зал 18
Аннотация
Портрет куплен «на торгу» в 1895 г. Парный к портрету царя Михаила Федоровича (Инв. № И I 3459). На лицевой стороне холста вдоль верхнего края хорошо сохранившаяся надпись в две с половиной строки: «БЛАГОЧЕСТИВЫЙ ВЕЛИКИЙ ЦРЬ И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ВСЕЯ ВЕЛИКИЯ И МАЛЫЯ И БЕЛЫЯ РОССИИ САМОДЕРЖЕЦ». Композиционно портрет имеет сходство с изображением Алексея Михайловича на серебряном рубле 1654 г. (штемпели резал Ф. Байков). Парные конные портреты Алексея Михайловича и Михаила Федоровича из собрания ГИМ имеют различно трактованные обрамления. У первого - обнизь из жемчуга, красных и синих камней, у второго - тонкая обводка темно-коричневой краской. Это позволяет предположить, что они происходят из двух некогда разрозненных пар портретов. По-видимому, лица царей на парных портретах были написаны разными мастерами. С.Б. Мордвинова датировала парные портреты между 1658 и 1666 гг., считая изображения царей с крестом в руках (вместо традиционных атрибутов власти) откликом на борьбу между Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном. По заключению Л.М. Костюхиной тексты на парных конных портретах написаны русским каллиграфическим полууставом с художественными элементами, характерным для книгописных центров к. 3-ей четв. XVII в. Аналогичные портреты Алексея Михайловича хранятся в Государственном историко-культурном заповеднике «Московский Кремль» и Государственном музее изобразительных искусств в Копенгагене. Подробнее см.: Эпоха парсуны: Русский исторический портрет. Издание к выставке ГИМ. Авт. ст.: О.Г. Гордеева, Л.Ф. Ефимова и др.; Каталож. опис: Е.И. Иткина, Л.А. Корнюкова и др. - М. : Художник и книга, 2004. - 280 с.
Убрус Богоматери. Вторая половина XVII в.
Венец с иконы Смоленской Богоматери. Вторая половина XVII в.