Вернуться
3 из 221
Просмотрено 3 из 221
Син. 1203, начало XII в. (до 1117)
Син. 1203, начало XII в. (до 1117)
Датировка
начало XII в. (до 1117)
Лист, страницы
Инвентарный номер
Аннотация
Мстиславово Евангелие – уникальный по научной и художественной значимости памятник духовной культуры Древней Руси. Оно было написано и украшено по заказу новгородского князя Мстислава (1076-1132) для вклада на престол каменной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, возведенной в княжеской резиденции «на Городище». Об этом свидетельствуют три современные возникновению кодекса записи (к сожалению, не содержащие точных дат): первая сделана писцом Евангелия Алексой, сыном попа Лазаря, замечательным каллиграфом; вторая, совсем краткая, выполнена твореным золотом и содержит имя златописца Жадена, украсившего рукопись богатым орнаментом. Наконец, запись Наслава (возможно, мастера –серебряника) повествует об изготовлении оклада: по поручению князя он совершил путешествие в Царьград для приобретения икон-пласти в технике перегородчатой эмали («учинил химипеть» - финифть), после чего «справил злато, сребро и драгый камень, придя в Киев; цену же Евангелия сего один Бог знает…». Время создания Евангелия традиционно определяется интервалом между летописной датой закладки храма – 1103 год, и до 1117 года, когда князь Мстислав был призван в Киев своим отцом – Владимиром Мономахом (хотя одна из новейших гипотез уточняет дату окончания Евангелия как «около 1106 года»). Евангелие написано на пергаменте высокого качества, каллиграфическим уставом в два столбца. По структуре текста оно является полным апракосом, т.е. предназначено для ежедневных чтений на богослужении в течение церковного года, начиная с Пасхи. Четыре роскошные миниатюры с изображением евангелистов и их символов, выполненные темперой на золотом фоне, предваряют начала чтений. Их композиции и формы орнаментальных обрамлений восходят к Остромирову Евангелию 1056 года, заказанному посадником Остромиром для храма Св. Софии в Новгороде, но стиль миниатюр Мстилавова Евангелия совершенно особый, выдающий руку художника-монументалиста, прошедшего выучку у греческих мастеров и, возможно, участвовавшего в росписи новгородских храмов. В декоративном убранстве Евангелия господствует пышный византийский цветочно-лиственный орнамент. Золотые контуры инициалов и фоны заставок подчеркивают празднично-яркие сочетания чистых цветов: алого, синего, травянисто-зеленого. Как гласит еще одна запись в кодексе, Мстиславово Евангелие было «обновлено» в 1551 году по повелению царя Ивана Грозного. На новый оклад, изготовленный новгородскими мастерами в технике серебряной позолоченной скани, были помещены вместе с другими разновременными иконами из перегородчатой эмали и две маленькие пластины с фигурами апостолов Варфоломея и Иакова. Возможно, эти пластины тончайшей византийской работы начала XII века с греческими надписями сохранились от трудов Наслава. Впоследствии Мстиславово Евангелие было перенесено в Архангельский собор Московского Кремля.
Монета. Великое княжество Киевское. Владимир Святославич (988-1015 гг.). Сребреник
Тябло. XIII век