Вернуться
46 из 384411
Просмотрено 46 из 384411
Син. 1203, начало XII в. (до 1117)
Син. 1203, начало XII в. (до 1117)
Датировка
начало XII в. (до 1117)
Лист, страницы
Инвентарный номер
Аннотация
Мстиславово Евангелие – уникальный по научной и художественной значимости памятник духовной культуры Древней Руси. Оно было написано и украшено по заказу новгородского князя Мстислава (1076-1132) для вклада на престол каменной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, возведенной в княжеской резиденции «на Городище». Об этом свидетельствуют три современные возникновению кодекса записи (к сожалению, не содержащие точных дат): первая сделана писцом Евангелия Алексой, сыном попа Лазаря, замечательным каллиграфом; вторая, совсем краткая, выполнена твореным золотом и содержит имя златописца Жадена, украсившего рукопись богатым орнаментом. Наконец, запись Наслава (возможно, мастера –серебряника) повествует об изготовлении оклада: по поручению князя он совершил путешествие в Царьград для приобретения икон-пласти в технике перегородчатой эмали («учинил химипеть» - финифть), после чего «справил злато, сребро и драгый камень, придя в Киев; цену же Евангелия сего один Бог знает…». Время создания Евангелия традиционно определяется интервалом между летописной датой закладки храма – 1103 год, и до 1117 года, когда князь Мстислав был призван в Киев своим отцом – Владимиром Мономахом (хотя одна из новейших гипотез уточняет дату окончания Евангелия как «около 1106 года»). Евангелие написано на пергаменте высокого качества, каллиграфическим уставом в два столбца. По структуре текста оно является полным апракосом, т.е. предназначено для ежедневных чтений на богослужении в течение церковного года, начиная с Пасхи. Четыре роскошные миниатюры с изображением евангелистов и их символов, выполненные темперой на золотом фоне, предваряют начала чтений. Их композиции и формы орнаментальных обрамлений восходят к Остромирову Евангелию 1056 года, заказанному посадником Остромиром для храма Св. Софии в Новгороде, но стиль миниатюр Мстилавова Евангелия совершенно особый, выдающий руку художника-монументалиста, прошедшего выучку у греческих мастеров и, возможно, участвовавшего в росписи новгородских храмов. В декоративном убранстве Евангелия господствует пышный византийский цветочно-лиственный орнамент. Золотые контуры инициалов и фоны заставок подчеркивают празднично-яркие сочетания чистых цветов: алого, синего, травянисто-зеленого. Как гласит еще одна запись в кодексе, Мстиславово Евангелие было «обновлено» в 1551 году по повелению царя Ивана Грозного. На новый оклад, изготовленный новгородскими мастерами в технике серебряной позолоченной скани, были помещены вместе с другими разновременными иконами из перегородчатой эмали и две маленькие пластины с фигурами апостолов Варфоломея и Иакова. Возможно, эти пластины тончайшей византийской работы начала XII века с греческими надписями сохранились от трудов Наслава. Впоследствии Мстиславово Евангелие было перенесено в Архангельский собор Московского Кремля.
Сосуд в форме кувшина. III - IV вв.
Сосуд в форме кувшинчика с ручкой. Украшен накладным орнаментом. VII - VIII вв. н.э.