Вернуться
56 из 342514
Просмотрено 56 из 342514
Епарх. 436. Евангелие апракос. 1 четв. XV в.
Епарх. 436. Евангелие апракос. 1 четв. XV в.
Название
Евангелие апракос
Датировка
1 четв. XV в.
Лист, страницы
Материал, техника
Пергамен, полуустав
Инвентарный номер
Аннотация
Один из шедевров книжного искусства – Андрониково Евангелие написано на прекрасно выделанном светлом и тонком пергаменте каллиграфическим полууставным почерком, характерным для второго десятилетия XV века. Сведения о том, что Евангелие происходит из московского Спасо-Андроникова монастыря, сохранились в записи XIX века на крыше переплета. Скорее всего, создание кодекса связано с окончанием на втором десятилетии XV века строительства каменного Спасского собора, куда рукопись предназначалась как напрестольное Евангелие. Известно, что в число иноков Андроникова монастыря входили иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный; в конце 1420-х годов они расписывали Спасский собор. Единственная миниатюра Андроникова Евангелия, поразительна по силе эмоционального воздействия, дает основание предположить возможное участие в ее создании кого-то из ближайших последователей этих мастеров. Образ юного Христа-Эммануила в золотистом одеянии в центре восьмиугольной небесно-голубой «славы» – символа вечной жизни и Воскресения – точно соответствует глубочайшему смыслу начала Евангелия от Иоанна на соседней странице, читаемому на Пасху: «В начале бе Слово…». Византийский цветочный орнамент заставки и виртуозно исполненные живописные инициалы в виде драконов, птиц, дельфинов отличаются тончайшими колористическими нюансами. Иконографические особенности орнаментального убранства Андроникова Евангелия позволяют включить его в круг роскошных литургических рукописей, созданных, возможно, при участии Андрея Рублева и Феофана Грека в московском митрополичьем скриптории в конце 1390-х – начале 1400-х годов (знаменитые Евангелие Хитрово и Евангелие Успенского Собора Московского Кремля).
Оклад к иконе Богоматери "Умиление" ("Владимирская"). Первая четверть XV в.
Икона. Архангел Михаил, из деисуса. Конец XV в.