Вернуться
91 из 384411
Просмотрено 91 из 384411
Мнш. 892/а. 1694 г.
Мнш. 892/а. 1694 г.
Автор, мастер/Изготовитель
Карион Истомин
Датировка
Лист, страницы
Инвентарный номер
Аннотация
«Букварь славенороссийских писмен уставных и скорописных, греческих же, латинских и польских» - уникальная цельногравированная книга, изданная в Москве в 1694 году. Составителем этого замечательного иллюстрированного учебного пособия был иеромонах Карион Истомин, знаменитый писатель и поэт, начальник Московского Печатного двора и наставник царских детей. Рисунки и текст для каждого листа вырезаны на меди известным мастером Серебряной палаты и Печатного двора Леонтием Буниным. Созданные Карионом Истоминым роскошные рукописные «Буквари» были поднесены царице Наталье Кирилловне для внука, царевича Алексея Петровича, и царице Прасковье Федоровне (жене царя Ивана, брата Петра I) для трех ее дочерей. Издание 1694 года предназначалось уже для более широкого круга читателей, причем это было первое учебное пособие и для «отроков», и для «отроковиц». Издание осуществили на средства московского «торгового человека» Ивана Агапитова сына Постникова. В «Букваре» господствует принцип максимальной наглядности обучения грамоте и письму. На 38 листах книги каждая буква кириллического алфавита представлена в разных начертаниях – от полуустава до лихих скорописных росчерков. Возглавляют ряды человеческие фигуры, в позах которых угадываются силуэты букв, преимущественно это «воинские люди» в западноевропейских доспехах. Под ними тонко и реалистично изображены предметы, начинающиеся на ту или иную букву, – утварь, одежда, оружие и т.п. Некоторые сложные постройки («Палата») или целые сцены («Брань или война») даны в правильной перспективе. В нижней части каждого листа помещены двустишия, объясняющие прямой и символический смысл изображений и несущие краткое нравоучение. Лицевой «Букварь» Кариона Истомина 1694 года – выдающееся явление русской культуры и искусства конца XVII века. В великолепно исполненных гравюрах и их стихотворном сопровождении органично соединились черты европейского барокко и приверженность древним традициям православия.
Ожерелье. Вторая половина XVII в.
Гребень черепаховый. Вторая половина XVII в.