Вернуться
95 из 121648
Просмотрено 95 из 121648
Стол туалетный. Гамбс Генрих Даниэль. Мастерская Генриха Гамбса. Рубеж XVIII–XIX вв.
Стол туалетный. Гамбс Генрих Даниэль. Мастерская Генриха Гамбса. Рубеж XVIII–XIX вв.
Автор, мастер/Изготовитель
Гамбс Генрих Даниэль (1765-1831), 1810 г., «придворный механик». Мастерская Генриха Гамбса
Название
Стол туалетный
Место создания
Россия, Санкт-Петербург
Датировка
Рубеж XVIII–XIX вв.
Размер
206х114х61 см
Материал, техника
Дерево хвойной породы (основа), красное дерево (фанеровка), красное дерево (массив), береза, лак, левкас, масло, латунь, стекло, сукно, столярная работа, фанеровка, интарсия, полировка, резьба, золочение, окраска, просечка, инкрустация, эгломизе, оклейка
Инвентарный номер
Аннотация
Устройство этого туалетного стола позволяет использовать его не только по прямому назначению, но и в качестве небольшого письменного столика типа Bonheur-du-jour, или столика для дамского рукоделия. Эта полифункциональность обеспечивается наличием разнообразных столешниц, ящичков и двух симметрично расположенных на фасаде корзин, некогда обитых изнутри тканью и предназначавшихся для хранения всевозможных принадлежностей для рукоделия. Мастерская Генриха Гамбса славилась мебелью с потайными отделениями. Здесь они представлены ящиками и шкафчиками, находящимися на торцевых сторонах, незаметными с фасада. В корпус туалетного стола включено овальное зеркало. Оно закреплено подвижно на металлических горизонтальных штырях, что позволяет менять угол его наклона для увеличения площади обзора. Подобная конструкция имеет название «псише» и используется в зеркалах различного размера и назначения. Туалетный стол не имеет прямых аналогов, он явно спроектирован и создан по специальному придворному заказу. В декоративном оформлении предмета присутствует нарочитый символический смысл, подчиненный конкретной программе, он проявляется в ряде деталей и дешифруется определенным образом. В первую очередь, это относится к скульптурным изображениям лебедей, олицетворяющих чистоту и целомудрие. На первый взгляд, в их статичных позах скрыто активное сопротивление возложенному на них весу, что выражается в линии шеи, изогнутой в кольцо, и уплощенном, словно деформированном, верхнем крае крыла. Однако жемчужная нить на шее птицы - деталь крайне редкая. Этот аксессуар позволяет увидеть в оформлении стола особо подчеркнутую адресность предмета. Прежде всего,возникает ассоциация с известной традицией Дома Романовых преподносить подарки великим княжнам на шестнадцатилетие. В их числе обязательно присутствовало жемчужное ожерелье как символ невинности и девичьей чистоты. Поэтому туалетный стол мог предназначаться одной из дочерей императора Павла I, его супруге Марии Федоровне или Елизавете Алексеевне - жене их сына, наследника престола Александра Павловича. В ряду ювелирных украшений, запечатленных на парадных портретах этих особ, в большинстве случаев также присутствует жемчуг, что связано не только с модой, но и с его сакральным значением. Жемчуг выполнял функцию оберега, сохранявшего супружеское счастье и верность. Среди других декоративных элементов, подчеркивающих принадлежность туалетного стола к собственности царственных персон, грифон как образ справедливости и геральдический персонаж Дома Романовых и маска льва как олицетворение власти. Для украшения фасада шкафчиков и облегчения зрительного восприятия, мастер ввел в декоративный ряд овальные сине-золотые медальоны расписного стекла. На них изображена антикизированная женская фигура в окантовке из венка виноградной лозы. Подробнее см.: Углева Н.В. Гамбсова мебель в собрании Исторического музея. М.: Исторический музей, 2016. 164 с.
Мнш. 892/а. 1694 г.
Чарка. Петр I. Оружейная Палата. Первая четверть XVIII в.