Экспонаты
Сундук - подголовок. XVII-XIX вв.
Сундук - подголовок. XVII-XIX вв.
Название
Сундук - подголовок
Датировка
Размер
Материал, техника
Дуб, железо, бумага, ковка, просечка, роспись, гравюра
Инвентарный номер
Номер ГИМ
Номер ГК
Отдел/коллекция
Дерево и мебель/Сундуки 
Аннотация
Композиция «Колесо Фортуны» на сундуке-подголовнике относится к мирским назидательным сюжетам. В середине композиции, помещенной на внутренней поверхности крышки сундука, изображено колесо с фигурными балясинками. В центре колеса расположен престол с сидящем на нем мужчиной в одежде типа ферязи, с мешочком в руках. На заднем плане видна линия горизонта в виде части сферы; слева от колеса – поднимающийся по ступеням вверх юноша, справа – падающий в бездну старец. Сюжет обрамлен широкой рамкой с растительным орнаментом. Над фигурами помещены надписи. Они частично утрачены, т.к. живописная поверхность имеет значительные повреждения и следы ожога. В верхнем поле изображения читаем: «Ста[рую]веру… чают а будущую презтраютъ»; ниже – «Мнози на семъ престоле сести желаютъ и … того какъ коло кружает». По сторонам центральной фигуры написано: «…деламъ» и «дивнымъ [его]». Надпись на свитке юноши не читается, а слева можно прочесть: «души его чаемъ». Справа над старцем и на свитке в его руках, в соответствующем порядке, надписи: «мимошедша[го] хвалим» и «падохся азъ за неистовую власть». Отметим, что надписи на свитках служат традиционным иконографическим приемом, помогающим индивидуализации образа, где слова содержат смысловой знак персоны. Центральный персонаж сидит на престоле, на котором в иконописи обычно изображается Спаситель или Богоматерь. Сфера, расположенная на заднем плане, может рассматриваться как символ Вселенной или империи. Круг или колесо, в середине которого помещен престол, - древнейший образ единства, бесконечности и законченности; не имеющий начала и конца, в нем воплощается циклическая концепция времени. Прическа, небольшие усики над верхней губой и портретное сходство центральной персоны позволяют предполагать, что на сундуке запечатлен молодой Петр I. Образ Петра I на божественном престоле, являющимся символом власти, и акакия в его руках – иллюстрируют законность прав Петра Великого на русский престол. Центричность и уравновешенность композиции, строгий отбор деталей, наличие обратной перспективы, а также манера исполнения одежд свидетельствуют о влиянии древнерусских иконописных традиций. Есть основания предположить, что автором росписи мог быть холмогорский иконописец. Мастерство художника, расписавшего подголовок, его широкий кругозор и грамотность, умение творчески переосмысливать источники, подтверждает его принадлежность к мастерам архиерейского двора. Можно допустить, что сундук-подголовок с условным названием «Колесо Фортуны» был изготовлен холмогорскими мастерами и расписан в иконной келье архиепископа Афанасия не ранее 1696 г. и не позднее 1702 г. Подробнее: Гончарова Н. Н. Русские расписные сундуки XVII-XVIII вв. в собрании Исторического музея. – М.: Исторический музей, 2018. – 312 с.: ил. – (Золотой фонд Исторического музея).
Ключевые слова
ковка 
дуб 
просечка 
железо 
роспись 
Показать все (6)