Вернуться
5 из 6492
Просмотрено 5 из 6492
Бюро. Гамбс Генрих Даниэль. Мастерская Генриха Гамбса. Конец XVIII в.
Бюро. Гамбс Генрих Даниэль. Мастерская Генриха Гамбса. Конец XVIII в.
Автор, мастер/Изготовитель
Гамбс Генрих Даниэль (1765-1831), 1810 г., «придворный механик», мастерская. Мастерская Генриха Гамбса
Название
Место создания
Российская империя, г. Санкт-Петербург
Датировка
Конец XVIII в.
Размер
120х91,5х69 см
Материал, техника
Дерево хвойной породы (основа), красное дерево (фанеровка), красное дерево (массив), лак, латунь, стекло, кожа, столярная работа, фанеровка, полировка, просечка, штамп, монтировка, эгломизе, оклейка
Инвентарный номер
Аннотация
Бюро в стиле жакоб относится к образцам мебели, несомненно выполненным в мастерской Генриха Гамбса. Его характеризует ряд ярких признаков, свойственных этому мебельному производству: высокое качество и особенная тщательность исполнения, в том числе покрытие фанеровкой красного дерева даже заднего полика (задней стенки); использование в декоре расписного стекла, латунных просечных поясов и профилировок в стиле жакоб, что характерно для деятельности мастерской к. 1790-х гг.; включение в корпус надстройки ступенчатого пандуса в основании шкафчика, одновременно являющегося потайным ящиком; применение треугольных элементов, со слегка согнутым верхним краем, что можно увидеть на примере бюро императора Павла I из Малого кабинета в Павловске, изготовленного в 1793 г. Гамбсом. Еще один фирменный признак - заложенная возможность трансформации в конструкции. Бюро имеет две столешницы, отделанные тисненой кожей, нижняя из которых выдвигается из-под верхней, что создает возможность увеличения поверхности для письма. Красная кожа нижней доски - аутентичная, верхней - зеленая, позднего происхождения. Первое впечатление, что основанием бюро является комод с шестью ящиками в два ряда (один над другим), - обманчиво, подлинные из них лишь те, что расположены справа. Слева находится один ящик, открывающийся при помощи потайного металлического рычага, скрытого внутри центрального отделения с распашной дверцей. Необходимо отметить, что ящики изготовлены из красного дерева, как это было принято в дорогостоящей мебели мастерской Генриха Гамбса. Верхняя часть бюро украшена вставками расписного стекла, центральная из которых с изображением древнегреческой богини охоты и луны Артемиды. Справа и слева от нее зеркально расположены пейзажи с руинами, на двух из которых запечатлена пирамида Гая Цесия со стеной Аврелиана Римского форума. Выбор подобной тематики изображений не что иное как дань моде к. XVIII в., когда античная стилистика получила распространение в русском искусстве. В русле этого течения воспроизводились работы западных мастеров. Например, для росписей стеклянного декора бюро очевидно заимствование композиций картин «Пейзаж с руинами» Франческо Гварди (1712-1793), «Фантастический пейзаж с пирамидой и руинами храма» Гюбера Роббера (1733-1808). Бело-голубая гамма изображений также связана с веянием моды. Это колористическое решение напоминает плакетки яшмового неглазурованного фарфора знаменитой английской фирмы Josiah Wedgwood and Sons («Джозайя Веджвуд и Сыновья»), продукция которой получила распространение в России также в послед. четв. XVIII в. Подробнее см.: Углева Н.В. Гамбсова мебель в собрании Исторического музея. М.: Исторический музей, 2016. 164 с.
Стол туалетный. Гамбс Генрих Даниэль. Мастерская Генриха Гамбса. Рубеж XVIII–XIX вв.
Бюро. Гамбс Генрих Даниэль. Мастерская Генриха Гамбса. Конец XVIII века