Экспонаты
Ящик для красок+4 баночки с краской. Конец XVIII века
Ящик для красок+4 баночки с краской. Конец XVIII века
Название
Ящик для красок+4 баночки с краской
Датировка
Конец XVIII века
Размер
Материал, техника
Береза карельская, золото, бронза, стекло, шелк, полировка, живопись, ковка
Инвентарный номер
Номер ГИМ
Номер ГК
Отдел/коллекция
Дерево и мебель/Специальные мебельные формы 
Экспозиция
Экспозиция Главного здания. Зал 29 
Аннотация
Полированная деревянная шкатулка с секретным замком украшена медальонами с аллегорическими композициями, исполненными в редких техниках живописи золотом по стеклу (эгломизе) и акварели по шелку. Аллегории прославляют женщин-художниц, а также искусства и добродетели, персонифицированные классическими образами Амура, Венеры, Психеи, Марса, Фортуны. Изящно исполненные миниатюры удачно сочетаются с благородной фактурой дерева. Внутри шкатулка разделена на 30 отделений, предназначенных для пузырьков с красками, кистей и прочих художественных принадлежностей. Не все ячейки сохранили свое содержимое до наших дней, но столь полный старинный комплект для занятий акварельной живописью в музейных собраниях – большая редкость. По легенде, шкатулка некогда принадлежала второй супруге Павла I Марии Федоровне (1759-1828), которая увлекалась искусством и достигла в некоторых его видах больших успехов. Весьма вероятно, что государыня лично принимала участие в украшении шкатулки. Персонаж, изображенный на крышке, имеет сходство со старшим сыном венценосной художницы – Александром (будущим императором Александром I). Молодой мужчина держит за руку женщину, рисующую на колонне его профиль, рядом – Амур с двумя горящими факелами; слева – гусар, ведущий лошадь под узцы. Разгадать аллегорию не сложно: благородного юношу ждут и бранная слава и пылкая любовь; сама Фортуна увековечивает образ императора. Популярная благожелательная тема допускает и более интимную трактовку. Возможно, богиня судьбы должна ассоциироваться в этом случае с самой Марией Федоровной – художницей и государыней. Она, дав миру героя, обеспечила ему возможность блестящего будущего и горда этим. Можно здесь усмотреть и упрек Екатерине II, демонстративно прочившей старшего внука в правители империи, принижавшей роль и значение родителей любимца. Отображены в акварели и обстоятельства личной жизни монаршей четы: в центре композиции изображены Амур и Психея, а именно так близкие называли Александра Павловича и его супругу Елизавету Алексеевну с первых дней сватовства и первые годы их совместной жизни (брак был заключен в 1793 году). Вероятно в это время и была создана шкатулка, что подтверждают стиль и программа ее оформления.
Ключевые слова
ковка 
шелк 
полировка 
живопись 
береза карельская 
Показать все (8)