Вернуться
7 из 23009
Просмотрено 7 из 23009
Ящик для красок+4 баночки с краской. Конец XVIII века
Ящик для красок+4 баночки с краской. Конец XVIII века
Название
Ящик для красок+4 баночки с краской
Датировка
Конец XVIII века
Размер
Материал, техника
Береза карельская, золото, бронза, стекло, шелк, полировка, живопись, ковка
Инвентарный номер
Номер ГИМ
Номер ГК
Экспозиция
Экспозиция Главного здания. Зал 29
Аннотация
Полированная деревянная шкатулка с секретным замком украшена медальонами с аллегорическими композициями, исполненными в редких техниках живописи золотом по стеклу (эгломизе) и акварели по шелку. Аллегории прославляют женщин-художниц, а также искусства и добродетели, персонифицированные классическими образами Амура, Венеры, Психеи, Марса, Фортуны. Изящно исполненные миниатюры удачно сочетаются с благородной фактурой дерева. Внутри шкатулка разделена на 30 отделений, предназначенных для пузырьков с красками, кистей и прочих художественных принадлежностей. Не все ячейки сохранили свое содержимое до наших дней, но столь полный старинный комплект для занятий акварельной живописью в музейных собраниях – большая редкость. По легенде, шкатулка некогда принадлежала второй супруге Павла I Марии Федоровне (1759-1828), которая увлекалась искусством и достигла в некоторых его видах больших успехов. Весьма вероятно, что государыня лично принимала участие в украшении шкатулки. Персонаж, изображенный на крышке, имеет сходство со старшим сыном венценосной художницы – Александром (будущим императором Александром I). Молодой мужчина держит за руку женщину, рисующую на колонне его профиль, рядом – Амур с двумя горящими факелами; слева – гусар, ведущий лошадь под узцы. Разгадать аллегорию не сложно: благородного юношу ждут и бранная слава и пылкая любовь; сама Фортуна увековечивает образ императора. Популярная благожелательная тема допускает и более интимную трактовку. Возможно, богиня судьбы должна ассоциироваться в этом случае с самой Марией Федоровной – художницей и государыней. Она, дав миру героя, обеспечила ему возможность блестящего будущего и горда этим. Можно здесь усмотреть и упрек Екатерине II, демонстративно прочившей старшего внука в правители империи, принижавшей роль и значение родителей любимца. Отображены в акварели и обстоятельства личной жизни монаршей четы: в центре композиции изображены Амур и Психея, а именно так близкие называли Александра Павловича и его супругу Елизавету Алексеевну с первых дней сватовства и первые годы их совместной жизни (брак был заключен в 1793 году). Вероятно в это время и была создана шкатулка, что подтверждают стиль и программа ее оформления.
Бюро. Гамбс Генрих Даниэль. Мастерская Генриха Гамбса. Конец XVIII века
Конторка-бюро. Гамбс Генрих Даниэль. Мастерская Генриха Гамбса. Около 1800 г.