Вернуться
37 из 19479
Просмотрено 37 из 19479
Икона. Явление Троицы преподобному Александру Свирскому. Вторая половина - конец XVII в.
Икона. Явление Троицы преподобному Александру Свирскому. Вторая половина - конец XVII в.
Название
Икона. Явление Троицы преподобному Александру Свирскому
Место создания
Русский Север
Датировка
Вторая половина - конец XVII в.
Размер
Материал, техника
Дерево, темпера, басма
Инвентарный номер
Номер ГИМ
Номер ГК
Аннотация
Преподобный Александр Свирский (1448-1533) - единственный святой новозаветной истории, которому, подобно, ветхозаветному праотцу Аврааму, было явление Бога в трех лицах. Русский святой удостоился этого после 23 лет монашеской жизни, исполненной послушания и служения братии, сурового умерщвления плоти и постоянного творения молитвы. В 1507 г., как написано в житии, во время ночной молитвы преподобному Александру явились трое светоносных мужей, облаченных в светлые одежды, с посохами в руках. Александр, павший ниц перед пришедшими к нему «во славе и светлости», услышал повеление создать церковь, собрать братию и устроить обитель. Господь, взяв Александра за руку, поднял его и наказал: «Возлюбленне, якоже видеши в триех лицах глаголюща с тобою, созижди церковь во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, Единосущныя Троицы». Изображая это таинственное и судьбоносное событие, иконописец показывает преподобного Александра коленопреклоненным перед тремя мужами с крыльями. Двое из них благословляют подвижника, а один протягивает ему руку, поднимая с колен, как на иконах «Сошествие во ад» Спаситель, беря за руку праотца Адама, выводит его из ада, спасая от «тли смертныя». Это указание на то, что преподобный Александр, создав обитель, направит на путь спасения многих страждущих, что и предвещает ему ангел Господень в момент благовестия. На месте богоявления была построена часовня, а там, куда указал ангел, - воздвигнут Свирский монастырь, главный храм которого посвящен Пресвятой Троице. Светлая красочная гамма, уравновешенная композиция иконы помогают иконописцу запечатлеть гармонию преображенной и просветленной Божественной благодатью земли. Вероятно, икона была заказным образом, так как на ее полях помещены изображения мучеников Тирона и Евфимии - небесных покровителей семьи заказчика. Сама иконография была, видимо, достаточно широко распространена, так как до наших дней сохранились близкие по композиции произведения. Колористический строй иконы со скупой красочной гаммой и обилием охр, несколько упрощенная манера письма указывают на то, что икона создана северным мастером. Басменный оклад и гравированные венцы по своей орнаментации характерны для работ русских серебряников 2-ой пол. XVII в.
оклад к иконе "Сошествие Св. Духа." 1 половина 17 в.
Оклад к иконе "Апп.Петр и Павел" Конец 17 в.