Экспонаты
Икона. Преподобный Антоний Римлянин. Конец XVI-начало XVII в.
Икона. Преподобный Антоний Римлянин. Конец XVI-начало XVII в.
Название
Икона. Преподобный Антоний Римлянин
Место создания
Новгород
Датировка
Конец XVI-начало XVII в.
Размер
Материал, техника
Дерево, левкас, темпера
Инвентарный номер
Номер ГИМ
Номер ГК
Экспозиция
Тульский филиал. Зал 1
Аннотация
Преподобный Антоний Римлянин (ок.1067-1147) - основатель новгородского монастыря Рождества Богородицы. На иконе Антоний представлен в рост, «плывущим» по реке на камне - согласно тексту жития. Он, как пишется в иконописном подлиннике, «сед, брада долга, повилася космочками аки у Иоанна Богослова, со влас схима, стоит на камне в башмаках». Стоя на камне, погруженном в воды Волхова, преподобный являет собой образ молящегося за свой монастырь столпника. Он обращается с молитвой к Богоматери с младенцем Христом, благословляющим подвижника. За фигурой святого - занимающий почти все поле ковчега монастырь, окруженный деревянными стенами и воротами. На первый взгляд, архитектура его условна, но при внимательном рассмотрении все постройки идентифицируются. Внутри ограды возвышается трехглавый Рождественский собор с лестничной башней, узкими «лопатками» и с позакомарным покрытием. Правее - многоярусная столпообразная одноглавая церковь-колокольня с двумя звонами и с щипцовым покрытием - это построенный в 1530-х гг. храм «иже под колоколы», освященный во имя Антония Великого. Слева от собора - маленький одноглавый Сретенский храм того же времени. В проемах окон видны золотые решетки. Стены украшены традиционными белильными орнаментами. Архитектурные постройки потеряли свойственнуюиим в более ранних памятниках иконописи пространственность и материальность: изображение монастыря совершенно плоскостное, здания показаны единым, едва расчлененным массивом. Все постройки при этом в верхней части имеют довольно сложные абрисы, передающие разного рода архитектурные конструкции (позакомарное и щипцовое покрытие, килевидные кокошники). Скупая колористическая гамма иконы построена на сочетании розовато-охристых цветов и вкраплений белил, светлой киновари, вишневого и и черного. Строгое и благородное цветовое решение иконы напоминает произведения новгородской иконописи позднего XVI - раннего XVII в.