Митрополит Московский и всея Руси Филипп II (1507-1569) не скрывал своего неприятия опричнины. Своими укорами за казни невинных вызвал неудовольствие царя Ивана Грозного и был сослан в тверской Отроч монастырь, где был задушен Малютой Скуратовым 23 декабря 1569 г. В 1590 г. мощи святителя Филиппа перенесены в Соловецкий монастырь, где он был настоятелем с 1548 по 1566 гг. Тогда же установлен день памяти святому (9 января), написано житие и составлена служба.
В 1652 г. царь Алексей Михайлович дает указание перенести мощи трех святителей, пострадавших от властей предержащих за правду, - Филиппа, Иова и Гермогена - в московский Успенский собор. Мощи святителя Филиппа привезены в Москву митрополитом Новгородским Никоном (будущим патриархом). В памяти народа святитель Филипп остался не только как обличитель тирании, но и как защитник государства, боровшийся с его разделением на земщину и опричнину.
Иконография святителя Филиппа складывается в сер. - 2-ой пол. XVII в. В 1649 г. по заказу Ивана Колычева исполнен самый ранний лицевой покров, на котором святитель представлен с короткой бородой, в крещатом саккосе, омофоре и куколе. Во всех последующих изображениях (лицевые покровы, иконы, стенопись) он будет изображаться, за редким исключением, в святительской шапочке, и в саккосе с рисунком в виде крестов, вписанных в круги. На публикуемой иконе ризы святителя имеют крещатый орнамент со вписанными розетками, что скорее всего, говорит о довольно раннем создании образа.
Живописное исполнение лика святого с сильно выбеленным охрением находит аналогии в произведениях Поволжья ок. сер. XVII в. Драгоценный оклад иконы с гравированной накладкой на фон, басменными золочеными обкладками полей по своей орнаментике и конструкции близок к произведениям 2-ой пол. XVII в.; чеканный венчик, скорее всего, несколько более поздний, заменяет собой утраченный венец.
Читать далее