Экспонаты
Икона. Святитель Филипп Московский. Середина XVII в.
Икона. Святитель Филипп Московский. Середина XVII в.
Название
Икона. Святитель Филипп Московский
Место создания
Поволжье (?)
Датировка
Середина XVII в.
Размер
Материал, техника
Дерево, левкас, темпера
Инвентарный номер
Номер ГИМ
ГИМ 54627/726
Номер ГК
Отдел/коллекция
Древнерусская живопись/Иконопись 
Экспозиция
Экспозиция Главного здания. Зал 19 
Аннотация
Митрополит Московский и всея Руси Филипп II (1507-1569) не скрывал своего неприятия опричнины. Своими укорами за казни невинных вызвал неудовольствие царя Ивана Грозного и был сослан в тверской Отроч монастырь, где был задушен Малютой Скуратовым 23 декабря 1569 г. В 1590 г. мощи святителя Филиппа перенесены в Соловецкий монастырь, где он был настоятелем с 1548 по 1566 гг. Тогда же установлен день памяти святому (9 января), написано житие и составлена служба. В 1652 г. царь Алексей Михайлович дает указание перенести мощи трех святителей, пострадавших от властей предержащих за правду, - Филиппа, Иова и Гермогена - в московский Успенский собор. Мощи святителя Филиппа привезены в Москву митрополитом Новгородским Никоном (будущим патриархом). В памяти народа святитель Филипп остался не только как обличитель тирании, но и как защитник государства, боровшийся с его разделением на земщину и опричнину. Иконография святителя Филиппа складывается в сер. - 2-ой пол. XVII в. В 1649 г. по заказу Ивана Колычева исполнен самый ранний лицевой покров, на котором святитель представлен с короткой бородой, в крещатом саккосе, омофоре и куколе. Во всех последующих изображениях (лицевые покровы, иконы, стенопись) он будет изображаться, за редким исключением, в святительской шапочке, и в саккосе с рисунком в виде крестов, вписанных в круги. На публикуемой иконе ризы святителя имеют крещатый орнамент со вписанными розетками, что скорее всего, говорит о довольно раннем создании образа. Живописное исполнение лика святого с сильно выбеленным охрением находит аналогии в произведениях Поволжья ок. сер. XVII в. Драгоценный оклад иконы с гравированной накладкой на фон, басменными золочеными обкладками полей по своей орнаментике и конструкции близок к произведениям 2-ой пол. XVII в.; чеканный венчик, скорее всего, несколько более поздний, заменяет собой утраченный венец.
Ключевые слова
темпера 
левкас