Экспонаты
Футляр к стакану. 1820-е годы
Футляр к стакану. 1820-е годы
Название
Футляр к стакану
Место создания
Датировка
1820-е годы
Размер
Высота в закрытом виде (без учёта хватка): 10,1 см; диаметр: 8,8 см
Материал, техника
Картон, бумага, бронза, тиснение, чеканка (?)
Инвентарный номер
Номер ГИМ
ГИМ 114402/14
Номер ГК
Аннотация
Футляр к стакану (Инв. № 7387 ст) цилиндрический из двух половин; снаружи оклеен тисненой орнаментом белой бумагой, внизу, в средней части (в месте соединения крышки с нижней половиной футляра), золотые полоски, верх крышки вызолочен круглыми «сотами»; накладной бронзовый хваток крышки выполнен в виде кольца, продетого в туловище двуглавого орла. Подобные комплекты сегодня встречаются редко, хотя традиция помещать посудные изделия в футляры имеет в России давнюю историю. В XVIII-XIX столетиях были широко распространены т.н. «дорожные» вещи, употреблявшиеся в поездках. Это были и отдельные предметы в удобной упаковке, и «погребцы» (шкатулки и сундучки с внутренними ячейками, в которых помещались целые сервизы и наборы). Одновременно был популярен тип подарочной индивидуальной упаковки. Футляры, как правило, составляли с предметом единый ансамбль. Ярчайшим примером такой целостности является данный комплект. Художественное решение обоих предметов выдержано в классическом стиле: строгая геометрическая форма, минимум орнаментального декора, торжественные и благородные колористические сочетания. Украшающая стакан узкая желобчатая грань, рисунок которой восходит к к. XVIII в., корреспондирует со стилизованной цветочно-лиственной гирляндой, прописанной золотом и серебром по бесцветному стеклу, с очень характерным для 1820-х гг. набором из розеток и колокольчиков, пропорциональной и ритмичной. На футляре два тона белого цвета (матовое орнаментальное тиснение и блестящая шелковистая поверхность бумаги) сливаются в гармоничный аккорд с отделяющими верхнюю и нижнюю половинки коробки золотыми полосками и рельефной плотной золоченой бронзой хватка. Высокое качество материалов и тщательность изготовления футляра, детальная проработка бронзового рельефа определенно указывают на столичный характер его производства. Подробнее см.: Русское стекло: Из собрания Галины Ойстрах / Авт.-сост. Е.П. Смирнова. – М., 2011. – 308 с.