Графин с пробкой; с цилиндрическим туловом, скошенными плечиками с гранью «пальцами», высоким горлом с широкой вертикальной гранью; борт отогнутый толстый, по дну - многолучевая резная «звезда»; на тулове помещено матовое с небольшими шлифованными элементами изображения Зимнего дворца, Дворцовой площади и Невы с плывущими по ней лодками; пробка с овальным хватком, граненая, сверху круг, под ним «соты», ниже тройные «ламбрекены».
Традиция украшения предметов памятными видовыми изображениями с 1820-х гг. прочно укоренилась почти во всех видах европейского декоративно-прикладного искусства. Не стало исключением и российское художественное стеклоделие, причем была использована вся палитра его технологических возможностей, включая гравировку. Особой популярностью пользовались «сувениры мест» с изображениями узнаваемых архитектурных сооружений Северной Пальмиры: Зимнего дворца, Исаакиевского собора, Стрелки Васильевского острова и Дворцовой площади с «Александринским столпом» - монументом, поражавшим воображение современников и ставшим одной из «визитных карточек» Петербурга.
Изобразительными источниками пейзажей служили гравюры. Скорее всего, мастер соединил несколько картинок в одну, поскольку объемную панораму, размещенную на графине, невозможно увидеть и, следовательно, запечатлеть с одной неподвижной точки.
Вероятно, графин был изготовлен и декорирован на Императорском стеклянном заводе, о чем свидетельствуют чистота стеклянной массы и мастерское выполнение тяжелой глубокой резьбы; гравировка же, легкая, плоскостная, слегка упрощенная, с характерной свободной проработкой светотени, по-видимому, была исполнена в одной из частных гравировальных мастерских Петербурга. В середине XIX столетия это было обычной практикой.
Подробнее см.: Русское стекло: Из собрания Галины Ойстрах / Авт.-сост. Е.П. Смирнова. – М., 2011. – 308 с.
Читать далее