Экспонаты
Графин с пробкой, середина XIX века
Графин с пробкой, середина XIX века
Название
Графин с пробкой
Место создания
Российская империя, г. Санкт-Петербург
Датировка
середина XIX века
Размер
Высота с пробкой: 21,9 см; диаметр по борту: 5,7 см; диаметр основания: 7,7 см
Материал, техника
Бесцветное стекло, гранение, гравировка
Инвентарный номер
Номер ГИМ
ГИМ 114402/41
Номер ГК
Отдел/коллекция
Керамика и стекло/Стекло 
Аннотация
Графин с пробкой; с цилиндрическим туловом, скошенными плечиками с гранью «пальцами», высоким горлом с широкой вертикальной гранью; борт отогнутый толстый, по дну - многолучевая резная «звезда»; на тулове помещено матовое с небольшими шлифованными элементами изображения Зимнего дворца, Дворцовой площади и Невы с плывущими по ней лодками; пробка с овальным хватком, граненая, сверху круг, под ним «соты», ниже тройные «ламбрекены». Традиция украшения предметов памятными видовыми изображениями с 1820-х гг. прочно укоренилась почти во всех видах европейского декоративно-прикладного искусства. Не стало исключением и российское художественное стеклоделие, причем была использована вся палитра его технологических возможностей, включая гравировку. Особой популярностью пользовались «сувениры мест» с изображениями узнаваемых архитектурных сооружений Северной Пальмиры: Зимнего дворца, Исаакиевского собора, Стрелки Васильевского острова и Дворцовой площади с «Александринским столпом» - монументом, поражавшим воображение современников и ставшим одной из «визитных карточек» Петербурга. Изобразительными источниками пейзажей служили гравюры. Скорее всего, мастер соединил несколько картинок в одну, поскольку объемную панораму, размещенную на графине, невозможно увидеть и, следовательно, запечатлеть с одной неподвижной точки. Вероятно, графин был изготовлен и декорирован на Императорском стеклянном заводе, о чем свидетельствуют чистота стеклянной массы и мастерское выполнение тяжелой глубокой резьбы; гравировка же, легкая, плоскостная, слегка упрощенная, с характерной свободной проработкой светотени, по-видимому, была исполнена в одной из частных гравировальных мастерских Петербурга. В середине XIX столетия это было обычной практикой. Подробнее см.: Русское стекло: Из собрания Галины Ойстрах / Авт.-сост. Е.П. Смирнова. – М., 2011. – 308 с.
Ключевые слова
гравировка 
гранение 
стекло 
бесцветное стекло 
Санкт-Петербург