Ваза с круглым туловом, горлом раструбом с широким кольцом снизу, круглым плоским узким основанием; декорирована по зеленому прозрачному фону орнаментом золотом, белой и красной эмалями, красной краской: по тулову золотая ромбическая сетка, по углам сетки красные круглые капельки прозрачной эмали, на плечиках помещена гирлянда стилизованных «пальметт», прописанных тонко красной краской, над ней белый стилизованный орнамент; на нижнем кольце горла две золотые отводки, между которыми находится полоска белого «жемчужника», в нижней части горла треугольники белым и золотом, выше - стилизованные «перья», тонко прописанные по золоту красной краской, в верхней части горла бело-золотые треугольники, в которые вписаны белые стилизованные «коронки», по борту отводка золотом.
Форма предмета восходит к ближневосточным образцам стеклянных изделий, в особенности, сирийским XII-XV вв. В декоре использован характерный прием сочетания золота с бусинами прозрачной эмали, инспирированный, по-видимому, византийскими рукописными орнаментами. К этому художественному приему, дающему яркий декоративный эффект, часто обращался один из основоположников «византийского» направления «русского стиля» И.А. Монигетти (1819-1878), знаменитый архитектор, известный и как автор проектов изделий Императорских фарфорового и стеклянного заводов.
Подробнее см.: Русское стекло: Из собрания Галины Ойстрах / Авт.-сост. Е.П. Смирнова. – М., 2011. – 308 с.
Читать далее