Экспонаты
Графин с пробкой из набора. Императорский стеклянный завод. 1880-е годы
Графин с пробкой из набора. Императорский стеклянный завод. 1880-е годы
Автор, мастер/Изготовитель
Императорский стеклянный завод
Название
Графин с пробкой из набора
Место создания
Российская империя, г. Санкт-Петербург
Датировка
1880-е годы
Размер
Высота с пробкой: 29,7 см; диаметр тулова: 14 см; диаметр по борту: 4,5 см; диаметр основания: 10 см
Материал, техника
Бесцветное стекло, выдувание, роспись прозрачными эмалями, роспись золотом
Инвентарный номер
Номер ГИМ
ГИМ 114402/133
Номер ГК
Отдел/коллекция
Керамика и стекло/Стекло 
Аннотация
Графин и четыре бокала с росписью в стиле Ренессанс. Графин с пробкой, с коническим туловом с «подтесом» снизу, с узким высоким горлом, имеющим в нижней части полое кольцо, украшенное сверху и снизу волнистыми рельефными налепами, с отогнутым бортом; пробка с куполовидным хватком с круглым завершением; декор полихромный в сине-зелено-красно-желтой гамме по бесцветному фону: по тулову помещена широкая полоса орнамента в стиле Ренессанс с декоративными маскаронами, изображениями рога изобилия, арабесками, внизу полоска полуовоидного стилизованного орнамента, сверху - стилизованных пальметт; кольцо на горле декорировано орнаментом из ягод с листьями, верхняя часть горла украшена чешуйчатым орнаментом; на пробке в широкой части орнамент из ягод и листиков, сверху розетка. Марка: черной эмалью от руки вензель Александра III «A III» под короной (буква прописная с острым верхом). Росписи в стиле Ренессанс, выполнявшиеся прозрачными эмалями по бесцветному стеклу, можно назвать одним из самых изысканных направлений историзма в произведениях Императорского стеклянного завода. Упоминание в документах завода «итальянского» или «венецианского» стиля впервые появилось на рубеже 1860-1870-х гг. Росписи отличались традиционным для И.С.З. мастерством и изяществом. Автором многих из них, несомненно, был И.И. Муринов (1843-1901), в 1873-1890-е гг. заведовавший живописной мастерской И.С.З. Удивительно светлый и легкий колорит обеспечивала технология прозрачных эмалей, которую, вероятно, впервые разработал для завода химик Д.А. Карцев (1807-д.н.; на И.С.З. работал в 1832-1834 гг.). В документах сохранилось указание на то, что Д.А. Карцев мог «показать искусство расписывать стекла такими приуготовлениями, кои превращаются посредством обжига в прозрачное разноцветное стекло» (Малинина Т.А. Стекло // Декоративно-прикладное искусство Санкт-Петербурга за 300 лет. Иллюстрированная энциклопедия. Т. 1. - СПб, 2004. - С. 227). Эти предметы сохранились в небольшом количестве и представлены в различных музейных собраниях, как правило, в единичных (т.е. не тиражных) экземплярах. Подробнее см.: Русское стекло: Из собрания Галины Ойстрах / Авт.-сост. Е.П. Смирнова. – М., 2011. – 308 с.
Ключевые слова
роспись золотом 
роспись 
бесцветное стекло 
выдувание 
стекло 
Показать все (6)