Экспонаты
Бокал из набора. Императорский стеклянный завод. 1880-е годы
Бокал из набора. Императорский стеклянный завод. 1880-е годы
Автор, мастер/Изготовитель
Императорский стеклянный завод
Название
Бокал
из набора
Место создания
Российская империя, г. Санкт-Петербург
Датировка
1880-е годы
Размер
Высота: 11,4 см; диаметр по борту: 9,4 см; диаметр основания: 8,5 см
Материал, техника
Бесцветное стекло, выдувание, роспись прозрачными эмалями, роспись золотом
Инвентарный номер
Номер ГИМ
ГИМ 114402/137
Номер ГК
Отдел/коллекция
Керамика и стекло/Стекло 
Аннотация
Графин и четыре бокала с росписью в стиле Ренессанс.
Бокал
с широким коническим пойлом, с узкой ножкой с плавным расширением книзу, полой в нижней части, с декоративным «яблоком» между ножкой и пойлом; декор в той же, как и на графине, сине-зелено-красно-желтой гамме: на пойле помещена широкая полоса орнамента в стиле Ренессанс, с маскаронами, изображениями рога изобилия, арабесками, снизу - полоса пальметт; на «яблоке» ножки орнамент из ягод с листиками, на основании ножки, между двумя узкими желтыми полосками, пальметты и синий «жемчужник». Марка: черной эмалью от руки вензель Александра III «A III» под короной (буква печатная). Росписи в стиле Ренессанс, выполнявшиеся прозрачными эмалями по бесцветному стеклу, можно назвать одним из самых изысканных направлений историзма в произведениях Императорского стеклянного завода. Упоминание в документах завода «итальянского» или «венецианского» стиля впервые появилось на рубеже 1860-1870-х гг. Росписи отличались традиционным для И.С.З. мастерством и изяществом. Автором многих из них, несомненно, был И.И. Муринов (1843-1901), в 1873-1890-е гг. заведовавший живописной мастерской И.С.З. Удивительно светлый и легкий колорит обеспечивала технология прозрачных эмалей, которую, вероятно, впервые разработал для завода химик Д.А. Карцев (1807-д.н.; на И.С.З. работал в 1832-1834 гг.). В документах сохранилось указание на то, что Д.А. Карцев мог «показать искусство расписывать стекла такими приуготовлениями, кои превращаются посредством обжига в прозрачное разноцветное стекло» (Малинина Т.А. Стекло // Декоративно-прикладное искусство Санкт-Петербурга за 300 лет. Иллюстрированная энциклопедия. Т. 1. - СПб, 2004. - С. 227). Эти предметы сохранились в небольшом количестве и представлены в различных музейных собраниях, как правило, в единичных (т.е. не тиражных) экземплярах. Подробнее см.: Русское стекло: Из собрания Галины Ойстрах / Авт.-сост. Е.П. Смирнова. – М., 2011. – 308 с.
Ключевые слова
роспись золотом 
роспись 
бесцветное стекло 
выдувание 
стекло 
Показать все (6)