Яйцо пасхальное со сценами: «Воскресение», «Явление ангелам женам-мироносицам», «Святой Архангел Михаил сопутствующих мирян к Иисусу Христу».
Полихромный декор по голубому фону: три композиции, отделенные друг от друга тонкими золотыми орнаментальными вертикальными полосками:
«Воскресение» - Иисус Христос в белых пеленах, стоящий над гробницей, воздев руку, в другой держит белую хоругвь с красным крестом, над головой - золотой тонкий нимб; внизу сидит ангел с белыми крыльями в белом хитоне и красном плаще, с голубым нимбом, очерченном тонкой красной линией, молитвенно сложивший руки; над головой Христа золотом надпись «IИС ХРС»;
«Явление ангела женам-мироносицам» - изображен сидящий ангел с белыми крыльями, в белом хитоне, воздевший руку вверх, к которому направляются три женщины; первая, в изумлении поднесшая руку ко рту, одета в желтый хитон, желтое подобие тюрбана и зеленую накидку через плечо; вторая женщина одета в синий хитон, на голову и плечи наброшена пурпурная накидка; третья закутана в пурпурно-коричневую накидку; нимбы ангела и жен-мироносиц очерчены тонкими красными линиями, над композицией в центре красная надпись «Явление анг. жен мироносi»;
на третьей композиции изображен стоящий на облаке Архангел Михаил, распростерший белые крылья, в белом хитоне, держащий в поднятых руках белую ленту (покров?); на ленте красная надпись «Христосъ Воскресе», над фигурой архангела надпись красным «С.Арх. Мiхаiлъ сопутствующiй ищущiх мирян к Iисусу Хрiсту».
Первые два сюжета часто использовались в декоре пасхальных яиц, поскольку относятся к событиям, связанным со Святым Воскресением, описанным в Евангелиях. Третий сюжет встречается очень редко, что позволяет предположительно говорить о заказном, персональном характере вещи. По-видимому, в данном контексте образ Архангела Михаила трактуется как образ «научающего мирян вере».
Манера исполнения декора, не вполне отвечающая профессиональным правилам выполнения живописи силикатными красками по фарфору и стеклу, позволяет говорить о том, что расписывали пасхальное яйцо не на заводе, а в небольшой мастерской. Подобная практика существовала в России во 2-ой пол. XIX в.
Подробнее см.: Русское стекло: Из собрания Галины Ойстрах / Авт.-сост. Е.П. Смирнова. – М., 2011. – 308 с.
Читать далее