Экспонаты
Икона. Шестоднев, мастерская В.И. Хохлова. Начало XIX в.
Икона. Шестоднев, мастерская В.И. Хохлова. Начало XIX в.
Автор, мастер/Изготовитель
мастерская В.И. Хохлова
Название
Икона. Шестоднев
Место создания
Датировка
Начало XIX в.
Размер
60,5х47х2,5 см
Материал, техника
Дерево, левкас, темпера
Инвентарный номер
Номер ГИМ
Номер ГК
Отдел/коллекция
Древнерусская живопись/Иконопись 
Аннотация
Название иконы восходит к традиционному обозначению библейского сказания о днях творения (Быт. 1:1-31). Святоотеческие толкования и комментарии на эти тексты Библии получили широкое распространение в Средние века. Кроме этого, в христианском богослужении существует практика соотнесения с каждым днем седмицы определенных воспоминаний о ветхозаветных и новозаветных событиях в лицах. Икона принадлежит к возникшему в Новое время (в к. XVIII в.) типу, в котором соединяются сюжеты библейского Сотворения мира и седмичного Шестоднева. На полях иконы представлены наиболее чтимые святые, в основном, русские. В углах композиции - четыре евангелиста, пишущие Евангелия. По периметру расположены клейма с парными изображениями святых и несколько сюжетных сцен (слева направо): святители Григорий Богослов, Иаков, брат Господень, «Поклонение агнцу», Василий Великий, Иоанн Златоуст; святители Московские Алексий, Петр, Иона, Филипп; святители Ростовские Игнатий, Исаия, Леонтий, Иаков; основоположники русского монашества преподобные Феодосий и Антоний Печерские; преподобные Зосима и Савватий Соловецкие; преподобные Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский; преподобный Тихон Лухский и праведный Филарет Милостивый; Христа ради юродивые Василий и Максим Московские; «Убиение царевича Димитрия»; Христа ради юродивые Прокопий и Иоанн Устюжские. Состав святых в иконах «Шестоднев» вариативен, что связано, вероятно, с индивидуальным заказом. Известно несколько близких по иконографии, манере письма и колориту «Шестодневов», происхождение которых, на основании нескольких подписных произведений, исследователи связывают с мастерской Василия Ивановича Хохлова, работавшего в к. XVIII - 1-ой трети XIX в. в Палехе. Возможно, именно в этой мастерской была создана наполненная глубоким богословским содержанием иконография Шестоднева.
Ключевые слова
левкас 
темпера