Экспонаты
Бляшка с изображением сидящей женщины и стоящего перед ней скифа. Около 350 г. до н.э.
Бляшка с изображением сидящей женщины и стоящего перед ней скифа. Около 350 г. до н.э.
Название
Бляшка с изображением сидящей женщины и стоящего перед ней скифа.
Археологический памятник
Куль-оба (?)
Место находки
Российская империя, Таврическая губ., г. Керчь
Датировка
Около 350 г. до н.э.
Размер
Диаметр витков: 3,5х3,8 см
Материал, техника
Инвентарный номер
Аннотация
Бляшка имеет четырехугольную форму. На ней изображена женщина, которая сидит на скамье (или табурете), фигура представлена в профиль вправо, в левой руке она держит зеркало, поднятое на уровень лица. Женщина показана одетой в длинное плате или рубаху с круглым воротом, с длинными рукавами до запястья, завершающимися манжетами. Возможно, на ней надета также нижняя юбка (или платье), спадающее вертикальными складками; поверх нее отчетливо виден подол верхнего платья, из-под которого высовываются носки обуви. На женщину надет головной убор с наброшенным на него покрывалом, ее горло открыто; сверху наброшена верхняя распашная одежда с длинными рукавами, свисающими книзу; правую полу одежды женщина придерживает рукой. Перед ней в свободной позе (правое колено согнуто) стоит безбородый юноша с длинными волосами в скифской одежде: запашной на левую сторону кафтан с оторочкой по бортам, с длинными рукавами и обозначенной талией; левая пола кафтана короче правой; свободные штаны и мягкая обувь без каблука, с длинными узкими носами. В правой согнутой руке юноши - ритон, который он подносит ко рту; левая рука также согнута в локте на уровне пояса, в ней явно находится еще какой-то предмет, возможно фиала или чаша. По периметру бляшки - обрамление из имитации гладкой и рифленой проволоки и ов, по углам - четыре сквозных отверстия для крепления. Бляшки с подобным изображением широко известны в скифском мире. Помимо Куль-Обы, они найдены в Чертомлыке, курганах первом Мордвинском, Мелитопольском, Огузе, Носаке. Одежда женщины типична для скифов. Длинные рукава у многих народов служили показателем высокого социального статуса и даже могли быть ложными. Интересно отсутствие на одежде дополнительных украшений, например, золотых бляшек, характерных для изображений мужского костюма. Одежда персонажа, стоящего с ритоном, также типично скифская. Исследователи предполагают, что на бляшках такого типа изображена скифская богиня с зеркалом в руках, трактовки второго персонажа разнятся. Подробнее см.: Журавлев Д.В., Новикова Е.Ю., Шемаханская М.С. Ювелирные изделия из кургана Куль-Оба в собрании Исторического музея. Историко-технологическое исследование. - М.: Исторический музей, 2014. - 352 с.