Экспонаты
Бляшка нашивная фигурная - "змееногая богиня". Около 350 г. до н.э.
Бляшка нашивная фигурная - "змееногая богиня". Около 350 г. до н.э.
Название
Бляшка нашивная фигурная - "змееногая богиня".
Археологический памятник
Куль-Оба курган (?)
Место находки
Российская империя, Таврическая губ., г. Керчь
Датировка
Около 350 г. до н.э.
Размер
Материал, техника
Инвентарный номер
Аннотация
Рельефная фигура, стоящая анфас, одета в хитон, сколотый на плечах, но голове - калаф. Верхняя часть фигуры (до пояса) - женская: на талии выделена линия пояса. За плечами в виде крыльев представлены две отогнутых вверх и в стороны шеи с гривами, завершающиеся головами рогатых львиноголовых грифонов, глядящими на деву. Нижняя часть туловища изображена в птичьих перьях, с веерообразным птичьим хвостом. Нижние складки хитона переходят в два отростка, на которых гравировкой обозначены перья, завершающиеся головами птицеголовых грифонов с хорошо выраженными клювами. Ниже находятся еще два отростка с гривами, также завершающиеся головами, аналогичными изображенным над плечами - рогатых львиноголовых грифонов. Руки девы показаны симметрично согнутыми в локтях и поднятыми вверх в стороны: в левой руке - маска бородатого силена; правая рука (как и левая) сжата в кулак, в центре которого пробито отверстие для крепления бляшки. От кулаков левой и правой рук отходят неразрезанные перемычки, соединяющие их с шеями грифонов. Долгое время считалось, что на бляшках такого типа изображена прародительница скифов - «змееногая богиня». Современные исследователи говорят о том, что перед нами «прорастающая дева» или Rankenfrau - сюжет, заимствованный из искусства Передней Азии, который был адаптирован во многих регионах Средиземноморья и Причерноморья в позднеклассическое - раннеэллинистическое время как декоративный мотив. Изображения такого типа были хорошо известны и в античном искусстве. В руке «прорастающей девы» на бляшке находится маска силена. Хорошо известно, что маска Диониса (а также его спутников- сатиров и силенов) играла большую роль в культовых церемониях, посвященных этому божеству. Вероятно, изображение на бляшке было связано с дионисийскими культами, которые были очень распространены среди населения Северного Причерноморья, в том числе и среди скифов. Подробнее см.: Журавлев Д.В., Новикова Е.Ю., Шемаханская М.С. Ювелирные изделия из кургана Куль-Оба в собрании Исторического музея. Историко-технологическое исследование. - М.: Исторический музей, 2014. - 352 с.