Вернуться
26 из 246
Просмотрено 26 из 246
Сундук. 1710-1730-е годы.
Сундук. 1710-1730-е годы.
Название
Место создания
Русский Север
Датировка
1710-1730-е годы.
Размер
Материал, техника
Дуб, железо, ковка, роспись
Инвентарный номер
Аннотация
Сундук с назидательным сюжетом «Трое ленивых» имеет почти квадратную форму и плоскую навесную крышку. По внешней поверхности он обит полосами железа, которые разделяют поверхность на произвольные квадраты и прямоугольники, где шляпки гвоздей в виде бусин составляют оригинальный геометрический орнамент, придающий изделию своеобразную декоративность. Сюжет «Трое ленивых» помещен на внутренней стороне крышки сундука в круглом клейме – тондо, словно являя собой идею высшего совершенства. Внутри круга, среди тонких гибких стеблей с мелкими красными плодами, на берегу реки полулежат три юноши. Они одеты в древнерусскую одежду типа ферязи; оплечья, зарукавья, пояс и подол отделаны вышивкой или цветной тканью, на ногах сафьяновые сапожки. Под головами у юношей лежат длинные подушечки-взголовья, которые обычно делали из пуха с наволокой из черевчатой или цветной тафты. Притчевое, назидательное значение сюжета определено надписью: «Лежат в винограде трое ленивых, здравы и все ленивы, по виноград встати леняца, а ести хотят». Палеографический анализ надписи относит ее к 1710-1730 гг. В данной композиции надпись является сюжетообразующим элементом. Это не декоративный прием, а значимый элемент содержания. Все строиться вокруг текста, где место событий и действия самих героев не определимы без его прочтения. Художник не случайно помещает своих героев в виноградник, что характерно для многих евангельских притч. Толкованием данного сюжета можно считать следующее: лень порочна, ленясь можно потерять Царствие Небесное. Одного желания жить по заповедям Божиим мало, надо постоянно трудиться, преодолевая один из распространенных человеческих пороков - лень. Под средником художник поместил изображение гуся среди трав, который со времен Римской империи является символом «предусмотрительности и бдительности». В орнаменте фона и средника прослеживается разная стилистическая манера исполнения. Сочный и плотный рисунок фона заметно контрастирует с тонкой деликатной манерой исполнения фигур и растительного мира средника. Техника росписи на данном сундуке отличается от предыдущих сюжетов, где преобладают и сохраняются традиции иконописи. Автор не иконописец, а миниатюрист, в изображении больше сходства с лицевыми рукописями. Здесь используется пышное узорочье, выполненное в характерной манере росписи на бытовых предметах, например, коробьях. Подробнее: Гончарова Н. Н. Русские расписные сундуки XVII-XVIII вв. в собрании Исторического музея. – М.: Исторический музей, 2018. – 312 с.: ил. – (Золотой фонд Исторического музея).
Икона. "Явление Богоматери пономарю Юрышу". Конец XVI- начало XVII в.
Вахр. 71. Житие Зосимы и Савватия. XVII в.