Экспонаты
Стол письменный. Гамбс Генрих Даниэль. Мастерская Генриха Гамбса. Начало XIX в.
Стол письменный. Гамбс Генрих Даниэль. Мастерская Генриха Гамбса. Начало XIX в.
Автор, мастер/Изготовитель
Гамбс Генрих Даниэль (1765-1831), 1810 г., «придворный механик». Мастерская Генриха Гамбса
Название
Стол письменный
Место создания
Россия, Санкт-Петербург
Датировка
Начало XIX в.
Размер
77х213х123 см
Материал, техника
Дерево хвойной породы и береза (основа), красное дерево (фанеровка), лак, медный сплав, латунь, сукно, столярная работа, фанеровка, полировка, литье, чеканка, золочение, монтировка, оклейка
Инвентарный номер
Номер ГИМ
ГИМ 60082/456
Номер ГК
Отдел/коллекция
Дерево и мебель/Мебель 
Аннотация
Письменный стол относится к типу двусторонних. Выдвижные равновеликие ящики расположены по длинным сторонам и зрительно образуют единую панель с небольшими выемками ключевин. Конструктивная прочность обеспечивается царгой в виде рамы и характерной для мастерской Генриха Гамбса системой крепления ножек с металлическим винтом. Вероятно, этот прием был заимствован знаменитым мебельщиком у своего учителя Давида Рёнтгена. Такое решение было оправдано для мебели, предназначенной для транспортировки, - опорная часть отделялась от корпуса в целях экономии места и сохранности предмета. Восьмиугольная форма столешницы, образованной прямоугольником со срезанными углами, позволяет акцентировать внимание на ножках, которые расположены непосредственно под ее усеченной частью. Письменный стол мог использоваться как по своему прямому назначению в кабинете, так и, благодаря большой плоскости столешницы, для работы в библиотеке или с коллекциями. На оборотной стороне столешницы имеется бумажная, вероятно, инвентарная этикетка с рукописным текстом, дошедшим до нас фрагментарно. К сожалению, в настоящее время из-за плохой сохранности ее не удалось соотнести с конкретным интерьером или персоной. Необходимо отметить, что в ряду мебели для письма, изготовленной в мастерской Генриха Гамбса, столы встречаются редко. Возможно, именно этот предмет, поступивший в ГИМ из Музея Мебели, был описан в романе «Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е. Петрова в главе, посвященной этому музею: «Два квадратных шкафа, стеклянные дверцы которых были крест-накрест пересечены копьями, стояли против письменного стола. Стол был безбрежен. Сесть за него было все равно, что сесть за Театральную площадь, причем Большой театр с колоннадой и четверкой бронзовых коняг, волокущих Аполлона на премьеру «Красного маяка», показался бы на столе чернильным прибором» (цит. по: Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев. Золотой теленок. М.: Московский рабочий. 1988. - С. 123, 124). Несмотря на значительные размеры, стол не выглядит массивным благодаря четырем элегантным опорам. Они выполнены в виде герм-балясин, декорированных металлическими кольцами и башмачками. Их верхняя часть оформлена антикизированной пластикой - украшена скульптурами античных крылатых бюстов, возможно, древнегреческого бога сна Гипноса. Подробнее см.: Углева Н.В. Гамбсова мебель в собрании Исторического музея. М.: Исторический музей, 2016. 164 с.
Ключевые слова
классицизм 
Гипнос 
сплав 
латунь 
медный сплав 
Показать все (10)