Экспонаты
Ваза "Смоковница" Галле Эмиль. 1898 г.
Ваза "Смоковница" Галле Эмиль. 1898 г.
Автор, мастер/Изготовитель
Галле Эмиль
Название
Ваза "Смоковница"
Место создания
Франция. Лотарингия, г. Нанси
Датировка
Размер
Высота: 50 см; диаметр основания: 19 см
Материал, техника
Стекло многослойное, маркетри, филигрань, гравировка, золочение
Инвентарный номер
Аннотация
Ваза относится к знаменитой серии так называемых говорящих стекол (verreries parlantes) Эмиля Галле. Надпись, помещенная на предмете, гласит: «Car tous les hommes son les fils d’un même Pére. Ils sont la même larme et sortent du même oeil. Victor Hugo» («Ибо все люди дети одного Отца. Они все те же слезы, исходящие из того же глаза»). Галле использовал цитату из стихотворения Виктора Гюго из сборника «Созерцания». Ваза декорирована изображением символа Христа — плодов и листьев смоковницы и слёз, проливающихся снизу чаши. Символика этого декора восходит к евангельской притче о смоковнице: «Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и, увидев при дороге смоковницу, подошёл к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: „поднимись и ввергнись в море — будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите“» (Св. Евангелие от Матфея, глава 21). Первый вариант вазы «Смоковница» был изготовлен для экспонирования на Парижском салоне 1898 года. Изображение этого произведения было помещено в журнале «Искусство и художественная промышленность» за 1899 год в качестве иллюстрации к статье Жака Сореза «Художественное движение во Франции» (ИХП 1899, №4–5, ил. на с. 345). На изображении видно, что в первом варианте все вставки маркетри были тонко проработаны линеарной гравировкой и, возможно, слегка позолочены. По-видимому, экземпляр коллекции Государственного исторического музея представляет собой самый ранний повтор вазы. Эмиль Галле упоминает вазу «Смоковница» в знаменитом письме к Виктору Шампье о своём участии в Салоне. В письме декларированы основные постулаты его творческого кредо: «Я настаиваю, будь то смешно или нет, на том, чтобы… как художник Средневековья, который опирался на веру и идеи… нанести на мои вазы тексты и воспитывать моих покупателей этими надписями. Зачем отказывать декоратору в праве на либретто, которым может, не вызывая никаких возражений, вдохновляться сочинитель музыки? Колокола, которые не несут слов, прекрасных и серьёзных, и не заставляют души трепетать, есть не что иное, как просто громкие звоны… …смоковница роняет человеческие слёзы в… чашу. „Ибо все люди дети одного Отца. Это всё те же слёзы, исходящие из того же глаза“. Кто говорит эти сомнительные слова? — Забытый Гюго. На его кубке [кубке, украшенном цитатой] из нашего ониксового стекла тёплых расцветок я изобразил с болью и состраданием высокий знак Того, Кто забыт ещё в большей мере и Кто страдал и умер, чтобы обещать нам, что „Блаженны алчущие и жаждущие правды ради, ибо они насытятся“. Вот… мой дорогой друг… для какого причастия я изготовил этот кубок, настолько огромный и глубокий, насколько это только возможно». (Emile Gallé. Ecrit pour l’Art, Paris 1908, s. 200–203). Подробнее см.: Линии Галле. Европейское и русское цветное многослойное стекло конца XIX — начала XX века в собраниях музеев России. - М.: Программа «Первая публикация», 2013. - 484 с., ил.