Ваза относится к серийным изделиям мануфактуры Эмиля Галле, производившимся около 1900 года. Она выполнена в чрезвычайно изысканной колористической гамме, с применением в качестве фона полупрозрачного, слегка пузырчатого, опакового стекла, на котором особенно празднично смотрятся лёгкие и прихотливые цветы анемоны японской. В творчестве Галле создание своеобразной «антологии цветов» (так сам мастер называл это направление), несомненно, занимало ведущее место. «Конечно, я терпеть не могу дурацкие цветочные баталии [карнавальное шествие, сопровождаемое разбрасыванием цветов], я даже боюсь пожертвовать цветком для своего исследования. Но сегодня их надо бросать под ноги варварам! Следует рассыпать трогательную грацию их смерти по самым скромным местам. Что значит гибель сотен живых ветвей, агонизирующих в пыли под ногами зверей и дикарей, если хотя бы только один из этих безродных дураков, проходящих цветочной тропой, принесёт один-единственный цветок в свой дом! Что будет тогда значить боль, что будут значить тысячи растоптанных цветов, если один из этих жестокосердых на мгновение почувствует столько сострадания, чтобы нагнуться над брошенной на землю розой, невзирая на усталость и на отвращение к упавшим вещам! Никакая прекрасная вещь не умирает, чтобы не облагородить что-либо; так говорит и Метерлинк, который верит в волшебные свойства красоты, этой стихии, которая способна творить тепло и добро» (из письма Эмиля Галле Виктору Шампье от 29 апреля 1898 года. Цит. по: Gallé. Museum Bellrive. 1980. L. 47).
Подробнее см.: Линии Галле. Европейское и русское цветное многослойное стекло конца XIX — начала XX века в собраниях музеев России. - М.: Программа «Первая публикация», 2013. - 484 с., ил.
Читать далее