Табакерка прямоугольная, с откидной крышкой. В центре крышки – восьмиугольная пластина-накладка вороненой стали в обрамлении рельефной рамки, с насеченным изображением бабочки. По сторонам пластины – вазоны с цветами. Над пластиной насечено изображение орла с распростертыми крыльями и стрелой с нанизанными сердцами в клюве. Между изображением орла и пластиной – два рога изобилия. На стенках табакерки – цветочные гирлянды. Внутренняя поверхность покрыта пластинами золоченой меди.
Центр композиции декора табакерки эффектно выделен контрастным цветовым сочетанием золотистого изображения бабочки на ярко-синем фоне. Образ бабочки, античный символ души, христианский символ Воскрешения, в искусстве неоклассики стал олицетворять жизнь и в то же время скоротечность бытия. Жизнь коротка, но в ней должны быть возвышенная любовь двух любящих сердец (образ орла со стрелой), а также изобилие и богатство (золотые вазоны с цветами).
Мастер Алексей Боголепов, вероятно, был сыном известного тульского оружейника приборного цеха, мастера-резчика, художника Никифора Абрамовича Боголепова, работавшего в конце XVIII – первой половине XIX в. В конце 1810-х гг. им была украшена воинскими арматурами средняя палата Тульского арсенала. Известно, что отец и сын славились «арматурной обронной работой»; высокой оценки была удостоена «сделанная ими из оружия люстра во дворец великого князя Михаила Павловича» (Афремов И.Ф. История Тульского края. Тула, 2002).