Экспонаты
Намотка для ниток с выдвижным ящичком. 1780-е гг.
Намотка для ниток с выдвижным ящичком. 1780-е гг.
Название
Намотка для ниток с выдвижным ящичком
Место создания
Российская империя, г. Тула
Датировка
Размер
31х17,5х11 см
Материал, техника
Сталь, бронза, полировка, огранка, золочение
Инвентарный номер
Номер ГИМ
Номер ГК
Отдел/коллекция
Металл/Сталь 
Экспозиция
Выставка "Золото. Металл Богов и Царь металлов". Зал В 
Аннотация
Намотка выполнена в виде двух вертикальных стоек с ажурным арочным завершением из просечной золотой бронзы, подчеркнутым дугой со стальными «бриллиантами». В центре арки – фигурная балясина, внизу – крючок. Стойки декорированы вертикально расположенными рамками со стальными «бриллиантами». К стойкам круглыми стальными шариками-винтами прикреплены три катушки с подвижными дисками. Стойки укреплены на многоярусном прямоугольном основании на четырех ножках с завитками. Основание декорировано чередующимися поясами стальных ложек и «бриллиантов», цветочных гирлянд и фестонов с гирляндами золоченой бронзы. Выдвижной ящичек помещен в нижней части основания, ручка в виде шарика. Конструкцию намотки для ниток – необходимого предмета женского рукоделия, следует считать оригинальным изобретением тульских мастеров. В конце XVIII в. в странах Западной Европы сходные предметы для наматывания нитей, которые использовались при вышивании (в Англии они назывались spoon knaves), обычно представляли собой одну катушку на рукояти, которая могла крепиться к поясу вышивальщицы (Sullivan К. Needlework tools and accessories: A Dutch tradition. Woolbridge, Suffolk, 2004). Намотка, выполненная тульскими мастерами, предназначена для размещения на рабочем столике. На катушки наматывали нити разных цветов, крючок в верхней части, через который нити перекидывались, не давал возможности перепутать их. Подвижные диски играли роль своеобразных разделителей, позволяющих использовать разноцветные нити. При необходимости, когда нить определенного цвета заканчивалась или нужно было ввести нить другого цвета или оттенка, могла быть заменена вся катушка, которая снималась со стоек. Подобные предметы играли особую роль в интерьере последней четверти XVIII в. Подчеркнуто парадный характер намотки, вероятно, предполагал ее использование не столько по прямому назначению, сколько в демонстрационных целях – он отчетливо представлял его владелицу как искусную вышивальщицу, а значит, и разумную, рачительную, хозяйку. Не случайно императрица Екатерина II неоднократно подчеркивала свое занятие рукоделием, что послужило созданию легенды о том, что руками императрицы были вышиты знаменитые стеклярусные панно в Ораниенбауме (Никифорова Л.В. Августейшая вышивальщица (об исторической ошибке и художественной правде) // XVIII век. Искусство жить и жизнь искусства: Сборник научных работ. М., 2044 г.).
Ключевые слова
полировка 
сталь 
бронза 
золочение 
Тула