Экспонаты
Икона. Преподобный Серафим Саровский. Начало XX века.
Икона. Преподобный Серафим Саровский. Начало XX века.
Название
Икона. Преподобный Серафим Саровский
Место создания
Россия, г. Москва
Датировка
Начало XX века.
Размер
Материал, техника
Дерево, левкас, масло, смешанная техника
Инвентарный номер
Номер ГИМ
Номер ГК
Отдел/коллекция
Древнерусская живопись/Иконопись 
Аннотация
Из личных вещей И.Е. Забелина. Небольшой образ преподобного Серафима Саровского (1754/1759 - 1833) создан в традиции, основанной на повторении его прижизненных портретов кисти И.С. Серебрякова и Д. Евстафьева. Строгое цветовое решение, опись нимба, выполненная тонкой золотой линией, золотая надпись на темно-коричневом фоне вызывают в памяти первые портреты старца, на которых нимб и надписание имени святого появились позднее, во время канонизации, и лежат поверх первоначального красочного слоя. Преподобный Серафим изображен в епитрахили, поручах и мантии - знаках священного сана и иноческого звания, с лестовкой в левой руке и десницей, поднятой для благословения. Считается, что иконография с жестом благословения появилась в Дивеевской обители в 1902 - начале 1903 г. Она объединила темы иноческого делания преподобного и служения ближним. «Забелинский» образ заставляет вспомнить свидетельство «самовидца», художника В.Е. Раева: маленький, в дугу согнутый старичок с кротким и любезным взором». В облике старца на иконе подчеркнуты преклонные лета и глубокие морщины, как память о подвижнических трудах, утеснении плоти, тысячедневной молитве столпника. Другая особенность иконы - большие, прозрачно-голубые глаза преподобного Серафима. Паломники вспоминали трепетное ощущение присутствия старца, возникавшее перед его портретами: лик «оживает» и они видят преподобного Серафима «как живого». В левом верхнем углу образа едва заметно написаны лучи - «иконный» свет, осеняющий преподобного.
Ключевые слова
левкас 
Москва